Новости

Конкурентные механизмы ОРЭМ доказали свою эффективность, но их развитию мешают регуляторные барьеры, которые только возрастают

Конкурентные механизмы ОРЭМ доказали свою эффективность, но их развитию мешают регуляторные барьеры, которые год от года только возрастают, заявил директор «Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин в ходе прошедшего 19 ноября круглого стола Комитета Государственной Думы по энергетике «Государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и его влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом».

«Конкурентные механизмы оптового рынка электроэнергии и мощности [рынок на сутки вперед – ред] и конкурентный отбор мощности [КОМ – ред]) доказали свою эффективность. С 2008 года индекс РСВ на продажу по 1−ой ценовой зоне вырос всего на 68% при том, что цены на газ выросли на 143%, а цена КОМ в 2018 году сохранилась на уровне цены 2011 года. Именно рыночные механизмы и, в том числе, обновление генерирующих мощностей за последние 8 лет позволили понизить на 6% средний удельный расхода топлива (УРУТ) на выработку электроэнергии за 2008−2016 гг», — сказал Вологжанин.

«Однако, дальнейшему развитию конкуренции на оптовом рынке (и как следствие — на розничных рынках электроэнергии) препятствуют регуляторные барьеры, которые, к сожалению, год от года только возрастают», — отметил он.

По его словам, «основные конкурентные механизмы ОРЭМ (РСВ и КОМ) в значительной степени ограничены нормативным регулированием, среди которых: антимонопольные требования к допустимым затратам в ценовых заявках поставщиков на РСВ, использование сглаживания цен РСВ, ценовые границы в КОМ».

«Тормозит развитие конкуренции и, более того, снижает объемы электроэнергии, торгуемой в конкурентном сегменте ОРЭМ — в РСВ, такой механизм поддержки отдельных категорий потребителей и даже целых регионов, как регулируемые договоры (РД)», — подчеркнул глава «Совета производителей».

«Тенденция последних лет негативная — растут объемы потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей, что увеличивает объемы отпуска электроэнергии по РД», — отметил он.

По его словам, особое беспокойство генераторов вызывает рост числа регионов, покупающих электроэнергию по РД. «К «особым» регионам (Республики Северного Кавказа и Тыва) в 2017–2018 годах добавлены еще два субъекта РФ. Более того, либерализация цен на электроэнергию и мощность в «особых» регионах, которая должна была начаться в июле этого года, была перенесена еще на 5 лет (до 2027 г.)», — сказал Д. Волгожанин.

«Эти факторы также негативно сказываются на развитии конкуренции, увеличивая объемы субсидирования стоимости электроэнергии, осуществляемого производителями ОРЭМ в рамках РД», — сказал он, подчеркнув, что «тарифы РД ниже цен РСВ в 2−2,5 раза и не отражают реальных затрат на производство электроэнергии».

Кроме того, отметил предправления СПЭ, ситуация отягощается «постоянным нарастанием задолженности на ОРЭМ перед производителями электроэнергии». По данным «НП Совет рынка», на 31.10.2018 задолженность на оптовом рынке электроэнергии и мощности составила 74,892 млрд рублей, ежегодный прирост составляет 6−7 млрд рублей.

При этом задолженность республик Северного Кавказа составляет более половины всей задолженности на ОРЭМ (более 57 млрд рублей) при уровне оплаты текущих платежей не более 70%. «В числе должников есть злостные неплательщики, в том числе ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», задолженность которой составляет более 41 млрд рублей», — отметил Волгожанин.

«В контексте обозначенных проблем на повестке дня — настоятельная необходимость дальнейшего развития конкурентных механизмов на ОРЭМ, устранение излишнего регулирования и сокращение объемов РД вплоть до их полной отмены с переходом на адресную бюджетную поддержку нуждающихся в этом категорий потребителей, и, при необходимости, регионов», — заявил топ-менеджер.

Помимо этого, отметил он, «серьезные риски для генерации связаны с активно обсуждаемыми предложениями отраслевого регулятора по возложению на производителей электроэнергии обязанности по оплате услуг на передачу электроэнергии, в том числе сетевого резерва».

В настоящее время обязательства по оплате производителями электроэнергии услуг по передаче в нормативно-правовых документах отсутствуют. Генератор производит и выдает в сеть электроэнергию для потребителей, которые в свою очередь оплачивают содержание схем выдачи мощности в рамках услуги на передачу электроэнергии (как инфраструктуру, обеспечивающую поставку электроэнергии).

У сетевой компании нет дополнительных затрат на содержание данной инфраструктуры, в том числе в целях обеспечения возможного встречного потребления электроэнергии электростанцией, обусловленного ее технологическими и режимными условиями работы и требованиями по обеспечению энергобезопасности и надежности.

«В случае принятия проекта постановления «о сетевом резерве» в предлагаемой редакции, дополнительные расходы на оплату услуг по передаче будут включатся производителями в цену электро- и теплоэнергии как производственные затраты. В конечном итоге опять же потребители, в том числе и сетевые компании (при покупке электроэнергии на потери), оплатят эти расходы в стоимости электроэнергии, и в какой-то части — в цене тепловой энергии», — заключил Волгожанин. Поэтому, заявил он, «Совет производителей энергии» отстаивает позицию об исключении производителей электроэнергии из числа лиц, обязанных оплачивать услуги по передаче электроэнергии.»

Также глава ассоциации отметил актуальность вопроса «планомерного решения задачи по снижению перекрестного субсидирования на оптовом и розничных рынках электроэнергии в целях повышения эффективности рынков, развития конкуренции и как следствие — снижения издержек в отрасли».

Дата: 12.12.2018
Источник: bigpowernews.ru