Новости

Развитие ВИЭ в России: Большие вопросы неизвестного рынка

Расширение программы поддержки ВИЭ на 2025-2035 гг. позволит привлечь в Россию страну инвестиции, увеличить объемы производства энергии, открыть новые заводы, создать новые рабочие места и развернуть в стране целый ряд компетенций, которых пока нет.

Так считает Андрей Редькин, генеральный директор ООО «Альтрэн» (Ульяновский наноцентр ULNANOTECH).

По его словам, интерес к российскому рынку большой, крупные международные генерирующие компании готовы сюда зайти и инвестировать в строительство ветропарков. Весь вопрос - в размере рынка, в его емкости и квотах.

Эксперт отмечает, что есть четыре параметра, которые сегодня обсуждаются в рамках предстоящей программы.

Первый – это размер программы. По этому параметру обсуждается развилки 5 ГВт – 10 ГВт. Для участников рынка, естественно, выгоден объем в 10 ГВт, но для промышленных потребителей это ляжет дополнительной нагрузкой. Если же программа будет сжата до 5 ГВт, то на каждого OEM в России будет приходиться примерно по 150 МВт в год, что, в свою очередь, вызовет рост цен. Это приведет к тому, что на конкурсах компании будут забирать объекты по предельным CAPEX (капитальные расходы), возможно, сократится и число OEM на рынке, что еще больше снизит конкуренцию.

«Поэтому, вероятно, должна быть найдена «золотая середина». И здесь, по моему мнению, нужно обсуждать не только ввод новых, но и вывод старых мощностей, как это делают во всем мире при обсуждении подобных программ», - отмечает Андрей Редькин.

Второй параметр, который раньше не обсуждался, - это форма: двухставочный тариф (тариф на электроэнергию и на мощность), как есть сейчас, или одноставочный тариф (тариф на вырабатываемую электроэнергию за 1 кВт/ч), как это работает в большей части мира. Это, в целом, хорошая система, она себя оправдала и зарекомендовала в мире. Но такое изменение правил игры в России пока не понятно, к чему может привести, так как создает риски и угрозы для действующих участников рынка.

«Полагаю, что сейчас целесообразно не трогать этот параметр. Действующий механизм себя зарекомендовал, он хорошо работает еще и с конкурентной точки зрения. Цены CAPEX, которые получены в России на строительство ветропарков, аналогичны мировым. Конкурентный механизм работает, поэтому его не нужно трогать, по крайней мере, на период окупаемости уже сделанных инвестиций. В этой логике целесообразно выдержать без изменений хотя бы 10-летний период. Существенная смена правил игры создаст риски для всех участников рынка», - говорит эксперт.

Третий параметр, который сейчас обсуждается, – это глубина локализации. Минпромторг поддерживает новую программу в объеме 10 ГВт, но предлагает увеличение глубины локализации до 100% для солнечной генерации и до 90% для ветрогенерации. В целом, это, наверное, хороший параметр, но здесь надо быть осторожными и внимательно отнестись к анализу инвестиционных кейсов. Какие-то компоненты, будучи локализованными на территории России, приведут к удорожанию производства турбин и повышению CAPEX. В итоге, вместо ожидаемой экономии потребители получат дополнительную нагрузку в виде того, что на конкурсах отбора мощности низкие цены компании не смогут давать.

«Я считаю, что порог для увеличения глубины локализации должен быть получен путем анализа экономической целесообразности. Иными словами, нужно локализовать все, что не приведет к существенному удорожанию. Сколько процентов получится, я не знаю, но, вероятно, OEM, которые уже зашли на рынок, это точно знают, какие компоненты и сырье стоит производить на территории России, а какие выгоднее импортировать», - говорит Андрей Редькин.

Еще один параметр - это экспорт, который станет дополнительной нагрузкой на локальных производителей. В Минпромторге считают, что на экспорт инвесторы в ВИЭ должны поставлять не менее 10% от ежегодного выпуска с ростом до 30% к 2035 году.

Эксперт отмечает, что в целом, задумка правильная, но здесь есть два момента. Если продукт будет настолько конкурентоспособен, что его будет целесообразно экспортировать, его и так будут экспортировать, не нужно обязывать это делать. А если обязать экспортировать неконкурентоспособный продукт, то это ляжет дополнительной нагрузкой на российских потребителей, так как приведет к удорожанию компонентов, увеличению CAPEX и стоимости ставок на конкурсах отбора мощности.

Более того, дополняет Андрей Редькин, сейчас производители локализовали в России по одной модели турбин. Вероятно, они локализуют еще по одной, а в их линейке этих моделей турбин много – в разные страны и разные локации поставляются турбины разных конфигураций. Поэтому то, что сейчас производится в РФ, может быть нецелесообразным для экспорта в другие страны.

«Нужно не заставлять, а поддержать производителей конкретных компонентов. Например, в виде предоставления каких-то долгосрочных дешевых кредитов под экспортные контракты или освобождения от таможенной и налоговой нагрузки по экспортным операциям с конкурентоспособными компонентами. В мире таких инструментов поддержки очень много. Такие меры позволят сделать конкретных российских производителей более конкурентоспособными, и поможет Минпромторгу решить задачу по экспорту продукции, произведенной в нашей стране», - полагает эксперт.

 

Дата: 01.08.2019